Зачем на самом деле Константин разрешил христианство?
Сегодня принято считать, что прекращение гонений на христиан, после издания императором Константином Миланского эдикта в 313 году, было частью большого плана по перекатыванию империи в христианство. Известно нам это из трудов Евсевия Кесарийского и Лактанция — придворных историков Константина, исповедовавших христианство. Но что если в реальности у Константина, да и его потомков, не было плана непременно перекреститься, и подобная точка зрения лишь выдавание христианскими историками желаемого за действительное? Сейчас объясню о чём я.
В 313 году император Константин, в будущем Великий, принимает Миланский эдикт о веротерпимости, который прекращает гонения на христиан, открывая тем возможность к свободному исповеданию веры. Причины для этого довольно просты — империя с огромным трудом только только выбралась из череды непрестанных гражданских войн, растянувшейся на столетие, и стабильность была нужна как воздух. На Рейне всё сильнее ощущалось давление германцев, на востоке молодое персидское государство Сасанидов покусывало Империю, на Дунае было неспокойно из-за готов, на Кавказе из-за кочевников. В таких условиях у Империи просто не было больше внутренних ресурсов для подавления секты христиан, к этому моменту достигшей небывалого расцвета не в последнюю очередь из-за апокалиптичности картины кризиса Империи. И вот Константин принимает решение договориться с христианами, которые последовательно находились не только в религиозной, но и в политической оппозиции Империи. Вместе с разрешением исповедовать свой культ, Константин поступает так же, как римляне поступали с любым другим культом — его систематизируют, чтобы встроить в имперскую религиозную систему.
Тут стоит отметить, что римляне на протяжении сотен лет поступали так со всеми встреченными культами, за исключением разве что иудейского, хотя и там были определённые тонкости. Каждый новый имперский культ получал вместо со свободой его вероисповедания чёткую структуру, удобную для администрирования, и набор прав и обязанностей по отношению к Империи. Но в отличии от других культов, христианство изначально имело высокую роль "авторитетов общины", т.е. уже изначально имело иерархичность. И когда Империя начала встраивать их в свою систему, христиане буквально за несколько лет создали разветвлённую иерархичную систему управления собственными общинами, разбросанными по всей империи. Не будь Империи, христиане не смогли бы так быстро создать столь привычную нам систему управления, которая по историческим меркам возникла вообще мгновенно. И к этому, как мне кажется, были не готовы ни Империя, ни другие культы.
В то же время Константин и его потомки последовательно проводили политику обезжиривания религии — Империи нужны были деньги, и поэтому их выкачивали из религиозных культов, в большей степени языческих, конечно, так как они аккумулировали за столетия безумное количество богатств. Христианские историки воспринимали это как тактику ослабления языческих культов, но мне кажется, что это не так. Ибо "разграблять" (с точки зрения служителей культа) или изымать богатства храмов было обычной практикой в античности - если храм не хочет отдать золото сам, то его заберут воины. Законы Константина давали ему право изымать золото, право сакральное, так как законы Империи одобрены богами. Сопротивление этим законам со стороны ряда крупных храмов привело лишь к их разрушению, в чём сказалась вся слабость языческой организации - каждый храм был сам по себе, защищаемый лишь коллегией понтификов в Риме, главным из которых был Император. То есть сопротивление воле императора было сопротивление воле формального главы твоего культа.
При этом Константин, и тут это делалось точно сознательно, действительно благоволил христианству, давая привилегии и дотации на строительство храмов. Но опять же действовал он чисто в римской традиции: с одной стороны — вывести христиан из подполья и дать накопить жирок, чтобы потом налогами этот жирок снимать. А с другой стороны - задобрить христианскую общину, сделать её максимально лояльной и видимой, чтобы они больше не прятались по крысиным норам, невидимые для государева ока. И это удалось. Константин сделал всё, чтобы христиане стали надёжной частью империи. Даже выступление арбитром внутрихристианских споров полностью укладывается в эту схему — император, как Великий Понтифик, должен был решать спорные вопросы веры. Просто у языческих культов такие вопросы редко выходили на уровень империи из-за уже упомянутой большой автономии каждого из центров культа друг от друга, которые предпочитали решать все противоречия сами. А вот для христиан, существующих в рамках жёстко-иерархичной системы, такой арбитр был просто необходим. Вот императоры и взяли на себя эту роль. А уже потом христиане так плотно войдут в имперскую систему госуправления, что принятие христианства как главной государственной религии станет неизбежным. И причина этого именно в организованности христианства — чёткая иерархичная структура гораздо лучше способна мобилизовывать своих сторонников и оказывать систематическое давление. Там, где язычники выступали разобщённо, христиане могли выступить единым фронтом, и это, в конце концов, и решило исход противостояния. Там, где язычники апеллировали к древним традициям, христиане апеллировали к Императору. И это было тем ультимативным преимуществом, что позволило христианам взломать Империю изнутри. Христианская церковь, будучи плоть от плоти Империи, дополняла её, компенсируя многие слабости.
Константин, даруя веротерпимость Империи, возможно, даже и не предполагал, что всего 60 лет спустя Империя и христианская церковь сольются в экстазе любви и обожания. Просто так вышло, случайно. Пока другие культы пытались жить как прежде, христиане быстро заняли все пустующие ниши в имперском управлении. А 60 лет спустя император Феодосий I своими законами просто констатирует уже свершившееся — христианство станет неотъемлемой частью системы управления Империи. Проигравшие же борьбу культы, во имя безопасности и процветания Империи, должны были уйти, так как религия, ставшая частью госаппарата, не могла сосуществовать с другими религиями. Всё просто. Это не христиане такие алчные до власти были, а просто так работает империя. Ведь, в сущности, в религиозной борьбе, как и в любой другой войне, побеждает лучшая организация, а вовсе не фанатизм.
Автор - Владимир Герасименко